Самоцвет Бирюза
Самоцвет Бирюза
Купить украшения из бирюзы в городах: Про другие камни - самоцвты Самоцвет берилл
Бирюза

Бирюза - минерал, цвет которого удивительно имитирует небесную синеву. Бирюза - самый мистический драгоценный камень. Неслучайно известный геохимик и минералог А.Е. Ферсман (1883-1945 гг.) писал: «Нет ни одного камня, который, играл бы большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле, чем именно персидская бирюза».




В окрестностях города Нишапура (Иран) на высоте 1600 метров добывается талисман влюбленных - бирюза.
Персидские шахи одаривали своих жен бирюзой не только для поддержания любовного пыла. По поверьям мусульман, бирюза - индикатор женского постоянства и счастья в доме. «Когда из рук любимой ты получишь перстень с бирюзой, будет этот камень нежно-голубого цвета. Но как только она тебя разлюбит, потускнеет ее голубой цвет. Это знак того, что потерял любимую навек» - гласит восточное предание.

В романо-германских языках бирюзу называют «тюркис». Это название относится, очевидно, к ХVI в. и означает «турецкий», — вероятно, минерал попадал в Европу из Персии через Турцию. Возможно, это название произошло от халдейского слова «торкейя». Окраска бирюзы может быть темно-голубой, небесно-голубой или голубовато-зеленой.

Первыми бирюзу по достоинству оценили египтяне. Еще за 3-4 тысячелетия до нашей эры их любимым украшением считался вырезанный из голубой бирюзы жук-скарабей символ вечности. Бесценна реликвия древнеегипетской культуры - нагрудное украшение пектораль, найденная в гробнице фараона Тутанхамона. Пектораль выполнена из золота в виде сокола и инкрустирована бирюзой, лазуритом, сердоликом и стеклом.

Чтобы добыть бирюзу, фараоны снаряжали специальные экспедиции в пустыню Синайского полуострова. «Там в шести днях пути верблюжьих караванов от Суэца тысячи рабов и пленных вели добычу голубого камня».

Историки предполагают, что за много тысяч лет до нашей эры предки американских индейцев- ацтеков, тольтеков и ольмеков - покинули Монголию и, перейдя ледяной мост в Беринговом проливе (доказано, что мост этот периодически появлялся и исчезал), осели на просторах нынешних Мекки, Бразилии и Перу. Найденные археологами многочисленные предметы, инкрустированные бирюзой, проливают свет на тайну кровавых ритуалов ацтеков.

Двуглавая ацтекская змея из бирюзы предназначалась в качестве жертвоприношения божеству исцеления. Испанский конкистадор Эрнан (Фернан) Кортес (1485-1547 гг.) получил в дар от правителя ацтеков Монтесумы 2 (1466-1520 гг.) головной убор, выполненный из перьев священной птицы Кетцаль, а также из золота и бронзы. Самой известной и знаменитой у ацтеков считалась маска божества Тескатлипоки, сделанная из человеческого черепа и сплошь покрытая мозаикой из бирюзы и обсидиана (вулканического стекла). Эта маска - своеобразный инструмент, ведь в ней воедино соединились любовь и жизнь, а человеческий череп и черный обсидиан - естественное завершение земного пути. Раз в ацтеки совершали жертвоприношения богу Тескатлипоки. Ритуал прорабатывался жрецами до мельчайших деталей. Заранее намечалась жертва. Это был молодой пленник сам ацтек - богатый и знатный, который решил добровольно умереть, чтобы ублажить высшее божество. В течение года он жил в специально отведенном жилище с четырьмя красивыми девушками, которые должны были исполнять его прихоти. После года блаженство заканчивалось. Юноша в сопровождении жреца поднимался на крышу храма, где его поджидали верховный жрец и палач. Каменный нож рассекал грудь жертвы, а кровью еще трепещущего сердца окроплялось внутреннее помещение, храма. Череп жертвы шел на изготовление посмертной маски, а кожа убитого юноши служила одному из жрецов своеобразным одеянием. Облачившись в него, жрец совершал ритуальный танец перед тысячами собравшихся соплеменников.

По числу полезных свойств в астральном плане бирюза не имеет соперников. Авторитетнейший ученый древности Авиценна придавал ей первостепенное значение. Он говорил: хочешь долго жить - носи бирюзу; желаешь не падать с лошади - обзаведись тем же камнем и не забудь украсить им уздечку и саблю. Слепнут глаза - прими к сведению совет Авиценны: «Спасение для гаснущих глаз - нишапурского горного камня состав». Гениальный поэт Низами целиком согласен с Авиценной. «Бирюзой меня решил он чистой одарить, чтобы счастье от дурного глаза защитить»,- пишет поэт в поэме «Искандер».

Русский царь Иван IV Грозный (1530-1584 гг.) буквально благоговел перед бирюзой, почитая ее панацеей от всех бед. Бирюзой он приказал украсить одну из своих тронных шапок.

Бирюза - наиболее традиционный драгоценный камень.

Бирюза (от перс. «пируз» - одерживающий победу), скорее всего, идентична минералу, который Плиний называет «каллаис», или «каллайна». В романо-германских языках бирюзу называют «тюркис». Это название относится к XVI веку и означает «турецкий» - вероятно, минерал попал в Европу из Персии через Турцию. Возможно, это название произошло от халдейского слова «торкейя».

Бирюза - основной водный фосфат меди. Окраска бирюзы может быть темно-голубой, небесно-голубой или голубовато-зеленой. Самой ценной считается голубая бирюза. Если бирюза образуется при выветривании, то бывает пористой и мягкой. Своей окраской минерал обязан меди и по составу представляет водосодержащий медно-алюминиевый гидроксофосфат. Часто выделения бирюзы пересекаются бурыми и черными жилками (темно-бурая масса состоит из лимонита). Такие разновидности называют «бирюзовая матка». Коэффициент твердости бирюзы - 5,5- 6,5, блеск - восковой.

Существует много имитаций и просто подмен бирюзы другими минералами. Различные обработки бирюзы распространены на Американском континенте. По мнению специалистов, по крайней мере, 80% ювелирных поделок из бирюзы, которые выдаются за предметы индейского искусства, хотя бы частично прошли стадию облагораживания.

Для того чтобы отличить бирюзу от ее имитаций, Р. Вебстер советует пользоваться относительно быстрым и наглядным экспериментом, который позволяет определить наличие фосфат-радикала в камне и таким образом сузить круг веществ, находящихся «под подозрением». Для этого с основания камня нужно соскоблить немного материала, капнуть на него сначала азотную кислоту, а потом водный раствор молибдата аммония и слегка нагреть в пламени спиртовки. Если исследуемый камень является бирюзой или другим веществом, содержащим фосфат-радикал, то в полученном желтом осадке при 60-80-кратном увеличении под микроскопом будут хорошо видны желтые октаэдрические кристаллики фосфата аммония, часто сгруппированные по четыре.

Необходимо заметить, что имитация бирюзы известна с давних пор. Еще в 1546 году Агрикола писал: «Никакой другой драгоценный камень невозможно настолько неотличимо имитировать, как бирюзу...»

Часто имитируется бирюзовая матка, при этом бирюза, окрашивается и пропитывается искусственными смолами. Самый древний и простой способ имитации заключается в пропитывании светлых пористых разностей бирюзы жирами, воском и парафином, о чем писал еще Бируни. Эффект насыщения цвета от подобного пропитывания непостоянен.
С течением времени камни приобретают серый оттенок, а при нагревании или освещении узким пучком света они «потеют». Выдерживание в течение пятнадцати минут таких образцов в бензине или другой жидкорастворяющей жидкости превращает равномерную голубую окраску в светло-серую, пятнистую.

Некоторые образцы бирюзы имеют тенденцию выцветать на солнце или зеленеть со временем. Выдерживание таких образцов в аммиаке или мочевой кислоте восстанавливает ох цвет, однако данный эффект сохраняется недолго. Бледные разности бирюзы иногда подкрашивают берлинской лазурью. При искусственном освещении подобные образцы кажутся неприглядно серыми, а на участках, смоченных аммиаком, теряют окраску.

Поверхностные методы обработки бирюзы - окрашивание образцов анилиновыми красителями, покрытие предварительно протравленной поверхности пленками из ярко-голубых органических полимеров. Пропитывание мелоподобной бирюзы коллоидным кремнеземом и пористой бирюзы силикатом натрия придает образцам большую твердость и лучшую полируемость.

Аморфный кремнезем, пропитывающий бирюзу, обладает высокой адсорбционной способностью. Такое свойство учитывается при распознавании обработанной подобным методом бирюзы. В качестве вещества-индикатора применяют раствор хромата серебра в аммиаке. Если капнуть этим раствором на облагороженную в силикагеле бирюзу, аммоний адсорбируется кремнеземом, равновесие в растворе нарушается с немедленным выпадением красновато-коричневых кристаллов хромата серебра.

В.С. Балицкий, Е.Е. Лисицына в книге «Синтетические аналоги и имитации природных драгоценных камней" пишут: «Часто пористые или слабоокрашенные разности бирюзы измельчают до мелких кусочков или порошка, а затем добавляют искусственные вещества и прессуют под высоким давлением. В частности, этот способ широко распространен в штате Аризона (США) при обработке, как местной мелоподобной бирюзы, так и некондиционной бирюзы, импортируемой из Ирана. Твердость обработанной бирюзы не превышает 3, плотность -2,3 г/см3. Если к ней приложить раскаленную иглу или паяльник, то появляется запах горелой пластмассы. Некоторые образцы воспламеняются и горят коптящим пламенем. Исследования подобной бирюзы методами ИК-спектроскопии и дифференциально-термического анализа свидетельствуют о том, что в качестве основных пропитывающих веществ в ней были использованы алкидные смолы, ортофталевая кислота, фталевый ангидрид и стирол.

Если бирюза была обработана искусственной смолой, то при прокаливании ее порошка в трубке в холодной ее части можно увидеть конденсированные капельки жидкости желтоватого цвета, а на границе горячей и холодной зон – тонкий пояс сублимированных пористых кристаллов фталевого ангидрида".

Самый красивый, редкий и дорогой из непрозрачных зелено-голубых камней, бирюза побуждала камнерезов искать похожие на нее минералы, которые в их естественном виде или после искусственного подкрашивания могли бы применяться в ювелирных изделиях вместо бирюзы. Сейчас таких минералов насчитывается около двадцати.
Наилучший и наиболее известный заменитель голубой бирюзы - водный фосфат алюминия; Синевато-зеленая хризоколла красива в изделиях, но имеет повышенную хрупкость. Цинковый аналог бирюзы - фаустит - характерен истым желто-зеленым цветом, его иногда называют «изумрудной бирюзой". Сейчас к числу минералов, имитирующих бирюзу, причислен просопит. Благодаря примеси хромофоров просопит напоминает бирюзу высоких сортов.

В виде подделок под бирюзу используют одонтолит и окрашенную соответствующим методом обработанную кость.
Одонтолит - это окаменелые кости, зубы, бивни мамонтов других доисторических животных, частично замещенные в процессе фоссилизации вивианитом. Умеренное нагревание серо-синего одонтолита придает ему небесно-голубой (бирюзовый) цвет. Если кости пропитаны солями меди, одонтолит при нагревании приобретает зеленый цвет. Одонтолит легко распознается при исследовании под лупой по характерной для кости ячеистой структуре. Капля соляной кислоты оставляет на его поверхности многочисленные пузырьки - свидетельство реакции с присутствующим в кости карбонатом кальция.

Наиболее древний искусственный заменитель бирюзы - стекло. Его применяли уже в Древнем Египте 4 тысячи лет назад. В качестве красителей в этих стеклах применялись медь и кобальт, позднее, для придания более близкого к природной бирюзе вида,- окись цинка. Эти стекла имеют плотность 2,8-3,3 г/см3 и показатель преломления 1,6. При рассмотрении их через лупу видно, что это не бирюза, а стекло, содержащее многочисленные газовые пузырьки. В числе имитаций под бирюзу применяют керамику, в том числе фаянс, фарфор и эмали. Исследование этих веществ позволяет отличить их от бирюзы по более грубому, шагреневому виду поверхности, меньшей плотности и стекловатому блеску.
На Западе нашли широкое распространение синтетические бирюзоподобные продукты, которые получают методом прессования под высоким давлением различных типов искусственных органических соединений: полистирол, эпоксидные и алкидные смолы.

В XIX веке появилась «искусственная бирюза», которая по своим физическим свойствам сходна с природной. «Искусственная бирюза» производилась в Вене, во Франции, в Англии и получила название «венская бирюза». Такую синтетическую бирюзу получали прессованием осажденного фосфата, подкрашенного олеатом меди. «Венская бирюза» имеет сравнительно низкий показатель преломления (1,45) и при нагревании в пламени газовой горелки спекается в черное стекло. Природная бирюза при нагревании превращается в темно-бурый порошок.

В ФРГ в 1957 году синтезировали новую имитацию бирюзы, получившую название «неолит». Это вещество с показателем преломления 1,55 - смесь бейерита и фосфата меди с темными прожилками «матрицы», полученное благодаря примеси аморфных соединений железа. Венская бирюза и неолит под действием соляной кислоты приобретают яркий зеленовато-желтый цвет, никогда не проявляющийся в природной бирюзе. Спрессованные под высоким давлением отходы природной бирюзы с добавлением органических цементов получили название «бирюза реконструированная».
Это самая удачная ее имитация. В последнее время к числу имитаций добавились бирюзоподобные продукты, имеющие состав бирюзы, но отличающиеся от нее структурой и примесями. Их назвали «синто» И «адко» по производящим их фирмам «Синто Джем Компании» и «Адко Продактс».

Синтетическая бирюза, практически неотличимая от природной, была получена в Советском Союзе. Она имеет ярко-голубой цвет с различными оттенками и текстурными особенностями, которые характерны для кондиционных сортов природной бирюзы. Ее химический состав аналогичен природной бирюзе, а дебаеграмма показывает набор всех основных линий бирюзы.

Цены на природную бирюзу непостоянны, однако имеют тенденцию к росту. Например, изделия американских индейцев из серебра с бирюзой с начала 70-х годов прошлого века поднялись в цене в 3-4 раза. Кабошоны голубой бирюзы (15х20 мм) оцениваются в США от 8 до 70 долларов за карат; зеленая примерно в 3 раза дешевле, а мелоподобная продается по 5 долларов за 1 кг.


Страницу подготовил Любченко Валера (Valera-Lyubchenko.narod.ru)на основе книги "Все о драгоценных и полудрагоценных камнях", автор книги В.Т.Пономарев
Просто и точно!
Каталог интернет-ресурсов
  бирюза


Каталог сайтов о городах Каталог камней-самоцветов








Характеристики камня:






легенды про самоцветы:


применение драгоценных камней:

добыча драгоценных и поделочных камней:







ювелирные украшения из самоцветов:


магия камней:

бирюза:

прозрачность
твердость
химический состав
ценность
редкость
факты
рассказы
мифы
легенды
поверья
лечение
промышленность
ювелиры
где встречается
как добывают
как получают
ожерелье
бусы
подвески
кулоны
колье
серьги
кольца
перстни
броши
браслеты
амулеты
обереги
талисманы
гороскоп

Финансовый путеводитель
Агенство интернет решений



Используются технологии uCoz